В преддверии Нового года в коррекционной группе Разуменского дома детства прошла серия занятий по обширной теме «Зима», включающей в себя лексические темы: «Признаки зимы», «Зимние месяцы», «Зимняя одежда и обувь», «Изменения в природе», «Изменения в жизни животных», «Зимующие птицы», «Зимние забавы».
В ходе занятия «Новогодний праздник и его традиции» дети разучивали стихи о зиме и о празднике Новый год, с целью автоматизации поставленных звуков, развития интонационной выразительности голоса. Обсудили на занятии и вопрос о том, что важно не только получать подарки, но самим их дарить. Поэтому старшие дети в качестве подарка показывали малышам настольный театр.
Почему мной было предложено детям сделать именно такой подарок? Настольный кукольный театр формирует множество необходимых качеств! Прежде всего, эмоциональный интеллект. Эмоциональный интеллект – это способность человека распознавать эмоции, понимать намерения, мотивацию и желания свои собственные, и других людей. Ребенок включается в «режиссерскую игру», поэтому и малышам тоже хочется подвигать фигурки, поговорить их голосами, дополняя высказывания героев дополнительными движениями.
В ходе представления идет развитие пространственного и образного мышления и, что особенно важно, связной речи. У наших же «актеров» и «зрителей» остались яркие эмоции, хорошее настроение и желание играть в настольный театр.
На занятиях мной часто используются игры и упражнения в игровой форме. Играя, ребенок учится взаимодействовать с педагогом и со своими сверстниками. Если игры предполагают наличие какой-то задачи, ребенок учится решать ее, находить правильные ответы, при этом игра способствует тому, что у ребенка сохраняется интерес к происходящему именно из-за наличия развлекательного момента.
В таких играх на зимнюю тематику, как, «Назови ласково», «Один-много», «Составь предложение по картинке», дидактическая игра «До – между – за», «Назови зимнее слово», «Какой? Какая?» используется яркий, красочный иллюстративный материал и дети охотно включаются в игру. Не забываем мы и о пальчиковой гимнастике, развивая координацию речи с движением, используя при этом тексты на тему зимы.
Тема «Зима» довольно обширна. Поэтому на занятиях ребята получили не только классические знания об окружающем мире, пополнили свой словарный запас, но и учились выражать свои чувства и эмоции, учились сострадать, дружить, помогать нуждающимся, взаимопомощи и взаимовыручке.
Хочется верить, что знания, полученные на занятиях, пригодятся ребятам в жизни и дальнейшем их развитии.