В 1 полугодии 2024-2025 учебного года 6 воспитанников в возрасте от 12 до 15 лет занимались по Адаптированной дополнительной общеобразовательной общеразвивающей программе для детей с ОВЗ «Финансовая грамотность». Кроме того, в группу воспитанников с ОВЗ были добавлены два ребенка, не относящиеся к этой группе, которые занимались по данной программе впервые. Они занимаются по общеобразовательным программам и им не требуется создания специальных условий. Их включение было вызвано необходимостью повышения уровня их финансовой грамотности.
Финансовая грамотность включает знакомство воспитанников с основными финансовыми понятиями и финансовыми ситуациями из окружающей действительности.
Входное тестирование по основам финансовой грамотности детей с ОВЗ, проведенное в форме опроса, тестирования, наблюдений, показало, что дети плохо знают и понимают термины. Не всегда могут просчитать стоимость товара при походе в магазин и рассчитать сдачу, многие знают, что такое семейный бюджет, но были уверены, что свои деньги можно вносить не все. Одна воспитанница не знала о том, что такое коммунальные платежи и не знали, зачем используют счетчики и как они выглядят. Все дети имели представление об электронной банковской карте, как средстве платежа. Затруднение вызывал вопрос об том, откуда появляются деньги на карте. Часть ребят воспринимали скидочную карту, например «Магнит», как платежную. Воспитанники старшего возраста не всегда понимали, чем личная карточка отличается от карты, которую ему может дать, например, родственник.
В первом полугодии дети изучили следующие разделы: Деньги, Семейный бюджет, Риски потери денег и имущества и как человек может от этого защититься.
Значительный эффект при изучении тем по финансовой грамотности дает проживание ребят в Доме молодежи. Там ребята самостоятельно совершали покупки в магазинах, используя наличные деньги и расчет с помощью электронных банковских карт. Стали понимать назначение электронной скидочной карты в продуктовых магазинах. Стали понимать, почему бюджет в семье нужно объединять и почему его надо рассчитывать заранее. Узнали, почему нельзя пренебрегать обязательными платежами за услуги ЖКХ и как экономить деньги на них. Чтобы воспитанники в дальнейшем избежать стрессовых ситуаций при получении жилья, мы будем к этой теме возвращаться систематически.
А пока мы наблюдаем положительную динамику при изучении этой темы. Рассчитать услуги самостоятельно могут 50,1%, а 49,9% нужна словесная помощь или помощь при совершении вычислений. Особые жизненные ситуации (ОЖС), возникают во всех семьях. Но ребята, проживающие в семье видят, как их преодолевают родители. Наших воспитанников мы знакомим с тем, что необходимо создавать финансовую «подушку безопасности» заранее, чтобы обезопасить себя в случае, например, своей болезни или болезни членов семьи. Ребята знакомились с понятием вклады. Знакомясь с понятиями ипотечный и потребительский кредиты, узнали о правах и обязанностях кредитополучателя. Вопросы не простые, но с ними знакомить ребят надо. В изучении тем имеется положительная динамика в понимании этих вопросов. Уже понимают: если взял кредит, то у тебя появляются обязанности, которые надо выполнять и что будет, если их игнорировать.
В ходе изучения программы использовали настольные игры, подаренные нашим воспитанникам Банком России. Так игра “Копить и тратить. Переезд” для подростков12-15 лет моделирует управление семейным бюджетом. Дает представление откуда в семье деньги и на что они тратятся. Ребятам в игре проще знакомиться с финансовым миром взрослой жизни.