На консультативном методическом психолога и педагогов ЧУ «Разуменский дома детства» в начале апреля были рассмотрены особенности работы педагога-наставника по актуальной проблеме мониторинга социальных сетей на предмет аутоагрессивных и суицидальных тенденций среди воспитанников.
Интернет в наше время становится неотъемлемой частью жизни. В этом, несомненно, есть свои плюсы, но и без минусов не обошлось. Социальные сети сейчас являются средством общения, самовыражения и познания окружающего мира. Социальные сети подают примеры, транслируют социальные нормы и ценности, отражают проявления социальных ролей, установок и паттернов поведения, которые в последствии переносятся в реальную жизнь. Количество пользователей расширяется ежедневно.
Минус состоит в том, что контент в сети настолько многомерный и уследить за тем, что попадется именно вашему ребенку и повлияет на его психическое здоровье практически невозможно.
Одной из деструктивных тенденций среди молодежи является популяризация аутоагрессивного и суицидального поведения.
Аутоагрессивное поведение представляет собой различные виды паттернов, направленные на причинение себе вреда, а именно порезы, ожоги, ссадины, ожоги и прочие действия, наносящие вред организму. В отличии от суицидального поведения, аутоагрессивное не несет в себе цели окончания жизни, но тем не менее пусковые механизмы у данных проявлений могут быть схожи.
Мониторинг социальных сетей- это система контроля за поведением ребенка в интернете, при помощи которой можно выявить многие рискованные ситуации. Изучение активности ребенка может производиться вручную или с помощью специального программного оборудования.
Красным флагом для родителя или педагога могут стать различные записи, изображения, видео и аудио материалы, размещаемые на личном профиле ребенка или же в посещаемых им сообществах. При качественном анализе материала стоит обратить внимание на материалы, содержащие в себе пропаганду нездоровья, описание способов окончания жизни, личный и социальный пессимизм, высказывания о безвыходности положения, идеализация смерти. Более подробнее примеры отображены в презентации «Мониторинг соц. сетей как способ профилактики суицида» составленной Центром социально-психологической помощи детям и молодежи «Форпост» Черемных Максимом Николаевичем.
Общими действиями профилактики суицидального поведения по средствам воздействия на детей социальных сетей являются:
- Обучение детей эффективному управлению своими эмоциями и стрессом для предотвращения возможности самоубийства.
- Ограничение времени, проводимого в социальных сетях.
- Установка контрольных программ для просмотра и фильтрации неподходящего контента.
- Создание семейных правил использования социальных сетей.
- Поддержка открытой коммуникации с детьми и создание доступной обстановки для обсуждения тем, связанных с самоубийством.
- Организация консультаций и психологической помощи для детей, столкнувшихся с самоубийственными мыслями или поведениями.
- Направление детей на полезные и увлекательные активности, которые помогают им развиваться и чувствовать себя уверенно в себе.
Но главным действием является умение слушать и слышать детей, проявлять заботу и внимание по отношению к ним.