В конце марта с воспитанниками Разуменского дома детства в рамках дополнительной общеобразовательной программы социально-педагогической направленности «Основы экологической культуры», было проведено занятие «Экология вокруг нас». Чтобы дети действительно ценили и берегли мир, в котором они живут, стоит воспитывать эту заботу об окружающем с детства. И начинать надо с самых малых лет, нужно воспитывать в детях правильные взгляды и рассказывать о взаимоотношениях человека с окружающим миром, природой, начиная с повседневной жизни.
Занятие началось с беседы, в ходе которой были обобщены ранее полученные знания. Ребята ответили на вопросы об экологических проблемах, таких, как промышленное и бытовое загрязнение природы. Вспомнили, что токсичные вещества воздействуют на природу негативно.
Территории, зараженные химическими веществами, убивают все живое. Неосторожно брошенная спичка, непотушенный костер приводят весной к возгоранию сухой травы, могут привести к лесным пожарам, а это дом для животных. Андрей привел конкретные примеры, подтвердив это иллюстрациями. В реке загрязнили воду, и от этого погибла рыба. На лугу оборвали все цветы, и поэтому исчезли бабочки. Из-за выхлопных газов труднее дышать. Беседа была подытожена словами французского океанолога Жака Ива Кусто: «Раньше природа страшила человека, а сейчас человек страшит природу». Мы, люди, зависим от природы: от воздуха, воды, растений и животных, поэтому нужно бережно относиться к окружающему миру.
Затем ребята вспомнили пословицы и поговорки о природе, экологии. Александр прочитал пословицу «Плоха та птица, которая загрязняет свое гнездо». Каждый из детей подумав, порассуждал, как он понимает смысл этой пословицы. Даниил интерпретировал это, как надо поддерживать чистоту в доме. Рассуждая далее, воспитанники пришли к выводу, что чистоту надо поддерживать и около дома, и за периметром дома.
Хорошо, когда соблюдаются санитарные нормы при выбросе мусора и отходов. Дети отметили, что нередко мусор не бросают в мусорный контейнер, а оставляют пакеты рядом, это тоже может навредить экологии. Марина заметила, что последнее время на улицах поселка стало чище, что мы тоже должны поддерживать порядок в общественных местах и бросать мусор в урну.
Настя вспомнила, что каждую весну все жители поселка выходят на улицу и наводят порядок во время весеннего субботника, сажают деревья, чтобы поселок стал еще краше. Ребята решили, что нужно всем вместе дружно убрать весной территорию нашего дома детства, привести в порядок клумбы, что бы во дворе было уютно и чисто.
Затем дети нарисовали рисунки на экологическую тему. Дима Нечаев подумав, сказал, что, наверное, пингвинёнку, которого он нарисовал, было бы трудно жить, если бы в Антарктиде была загрязнена вода, не было бы рыбы. С ним все согласились. Что же в наших силах? Надо поддерживать порядок в доме и вокруг дома, надо поддерживать чистоту на улицах поселка, города, там, где мы бываем. Аккуратно выбрасывать мусор в отведенные для этого места, соблюдать правила поведения на природе, в лесу, на водоемах.
Правильно спланированная работа по охране окружающей среды помогает ребятам осознать значимость экологии, формирует умение строить свои отношения с природой, обществом на основе уважения к жизни, ко всему живому, как уникальной и бесценной части биосферы.