Урок для ребят, занимающихся по программе «Уроки по семейному воспитанию», прошел 18 февраля. На уроке мы рассмотрели тему семейных проблем и как их разрешить. Были использованы формы – ситуационные пробы и кукольный театр.
В семейной жизни случаются проблемы. Нелегко справиться с трудностями, если они постоянно возникают на каждом шагу. Моя задача научить ребят решать проблемы, чтобы никто не видел, что трудности были.
В начале урока я объявила, что мы собрались для важного разговора. Разговор пойдет о проблемах в общении и о том, почему они возникают. Вместе с ребятами мы определили, что такое проблема. Это два противоположных требования, которые необходимо выполнить.
Ребята рассказали о проблемах, с которыми они сталкивались сами. Например, посмотреть телевизор и сходить в магазин, повторить домашнее задание и поиграть во дворе с ребятами и т.д. Как же нам решить такие проблемы? – спросила я у ребят. Все дружно ответили, что мирно, вежливо, не будем кричать, ссориться, потому что ссориться легче, а мериться труднее.
Ребят заинтересовала необычная форма урока и появление кукольного театра. Благодаря такой форме театральной деятельности складываются условия, при которых каждый ребенок чувствует себя более успешным, способным справиться с трудной ситуацией. При этом развиваются чувства собственного достоинства и самоуважения.
Ребята любят играть с театральными куклами, показывать с ними действия, импровизировать. Я увидела заинтересованность ребят в кукольном театре. Это подтолкнуло меня использовать его на уроках по семейному воспитанию. Играя с театральной куклой, ребята от лица героя, рассказывают о своих мыслях, чувствах. Кукла помогает выразить свои собственные переживания. Театр близок, понятен детям и взрослым, потому что в его основе игра. А игра позволяет раскрыть ребенку мир социальных отношений.
В руках педагога театральная кукла – помощник в решении многих педагогических задач. С помощью куклы можно создавать игровую ситуацию, давать от лица куклы адекватную оценку деятельности ребенка без риска вызвать обиду или сопротивление.
Оперируя куклами, ребята взаимодействуют друг с другом, начинают постигать процесс общения. Исполняя роль персонажей с разными характерами, ребята «примеряют» на себе разные модели поведения – осторожность, храбрость и т.д. Это очень важно для того, чтобы ребенок мог вести себя по-разному и в зависимости от ситуации проявлять терпимость, и настойчивость, и доброту.
Для ребят театральная кукла – это прежде всего, игрушка, но игрушка не совсем обычная. С помощью такой игрушки ребята могут смоделировать жизненную ситуацию, возникшую проблему в семье и решить ее. Театральная кукла подталкивает ребят на ведение диалогов. Они с удовольствием рассказывают о своих переживаниях, мыслях.
Театральные постановки ставят каждого ребенка в активную жизненную позицию, помогают увидеть свое место в игре, заставляют чувствовать ответственность, ребята «отыгрывают» свои проблемы. Кукольный театр нужен ребятам как возможность для бесконечных экспериментов и модуляций.