Итоговый урок для детей, занимающихся по программе «Уроки по семейному воспитанию» прошел 28 января этого года. Для детей это был экзамен в игровой форме. Они решали кроссворды, ребусы, проходили тесты по заданной теме «Что я знаю о семье». Анализ результатов тестирования показал положительную динамику усвоения материала в сравнении началом учебного года. Ребятам нравится заниматься по этой тем. Мы продолжим ее изучать.
Роль семьи в жизни человека очень велика. Что значит семья для тех чье детство прошло вне ее? Счастлив тот ребенок, который родился в хорошей, доброй семье. А как быть нашим детям, которые были лишены семьи?
Одной из ключевых проблем социальной адаптации воспитанника детского дома является коррекция семейных отношений, так как взаимоотношений в своих биологических семьях носит негативный характер или совсем отсутствует. Это не может не сказаться на создании семьи в будущем.
На моих уроках по семейному воспитанию я стараюсь формировать позитивную картинку мира и понятия «семья», развивать чувства доверия в межличностных отношениях, и способности ребенка к исполнению позитивных социальных ролей. Воспитанники узнают о социальных ролях членов семьи и их отношениях, возникающих проблемах и трудностях, а также формируются умения и навыки, помогающие в преодолении этих трудностей.
Главное, что я хочу донести до ребят на уроках по семейному воспитанию – это не выгода, не совместная деятельность, а любовь. Сохраняя любовь и передавая это чувство другим поколениям, члены семьи создают в ней атмосферу счастья, уверенности, защищённости.
На одном из уроков предложила с помощью фразы «Я люблю, когда ты …» ребятам высказать свое мнение, опираясь на положительные характеристики, затронув все сферы жизни. Ответы были разные, смешные, трогательные. Но все высказывания были наполнены любовью.
Ребятам запомнился урок, на котором они строили фундамент. На «кирпичиках», связанных со словом «Дом». «Дом» – это …кров, начало начал, очаг, крепость, тепло, уют. Возводили стены (слова которые ассоциируются со словом «Семья»). Семья – это… бабушка, дедушка, брат, сестра, тетя, дядя.
Составляли «Технику безопасности» в конфликтных ситуациях, которые неизбежны в семье: «Что можно», «Что нельзя».
Можно: быть внимательном, заботливым, помогать, ласковым, добрым, любить свою семью и т.д. (ответы детей).
Нельзя: огорчать, ругаться, грубить, повышать голос, бездельничать и т.д.
В конце урока мы дружно возводили крышу, отвечая на вопрос; Что нужно для крепости семейных отношений? Ребята, зачитывали свои ответы: «понимание, уважение, любовь, доверие, верность, терпимость, доброта, сочувствие».
Дом был построен. Был выбран прочный строительный материал.
Счастливая семья – это спасательный круг, с помощью которого мы каждый день выплываем в надежную гавань, где царит уют, душевный покой. Я хочу, чтобы у моих ребят был такой спасательный круг.