Подводя итоги первого полугодия занятий с детьми по адаптированной дополнительной общеобразовательной программе «Азбука общения», хочу поделиться результатами промежуточной аттестации.
В этом учебном году в нашей семье почти полностью сменился состав воспитанников, так как дети ушли в приемные семьи. Поэтому выбор программы «Азбука общения» не случаен. При прохождении входного тестирования вначале ученого года было выявлено, что у вновь прибывших детей серьёзные проблемы в общении с окружающими.
Из-за нестабильного психического состояния детей из асоциальных семей необходимо было особое внимание уделить коммуникативным навыкам ребёнка, учить его правильно и корректно общаться как со сверстниками, так и с детьми других возрастных категорий, взрослыми. В процессе обучения важно было добиться того, чтобы каждый ребенок мог ощутить себя в эмоциональной безопасности, научился слушать, понимать себя и других. Чтобы он мог разобраться в своих переживаниях, преодолеть негативные последствия предшествующего болезненного опыта.
В течении полугода с детьми проводились индивидуальные занятия, проводились занятия, направленные на сплочение коллектива детей, а именно групповому взаимодействию, снятию страхов в процессе общения, по раскрытию личности ребенка. Мы учились приветствовать друг друга вербальными и невербальными средствами. Вежливо обращаться друг другу, благодарить. Учились подбирать к своему имени добрые слова, рисовали каждый свой герб. Рисовали рисунки, используя пластилинотерапию. Упражнение «Нос к носу» позволяло снять напряжение, эмоционально раскрепоститься.
В «Корзине чувств» каждый мог взять то чувство, которое ему хотелось. Большинство игр у детей вызывали чувство нужности, принятия коллективом. В упражнении «Доброе тепло» дети трепетно раскрылись, даря тепло соседу. Мы выбирали определенный ритуал приветствия и прощания, направленный на сплочение группы, положительные эмоции. На занятиях дети погружались в атмосферу доброжелательности и непринужденности. Это позволяло им в играх и упражнениях учиться коммуницировать.
Наблюдения, тестирование, итоговое занятие по программе показало, что среди воспитанников наблюдается стабильно положительная динамика освоения программы «Азбука общения». Во втором полугодии мы продолжим занятия по программе, совершенствуя навыки общения.