23 декабря текущего года с воспитанниками – подростками было проведено занятие в форме правовой игры «Мой взгляд», целью которой было закрепление и обобщение знаний основ российского законодательства, а так же анализ типичных правонарушений среди подростков, изучение основных способов поведения подростков в критических ситуациях.
Изучаемая тема крайне важна для подростков. Правовые нарушения утратили черты детского поведения, озорства. С каждым годом подростковая преступность становится жестче, «омолаживается». Сегодня подростки не теряются в мощном информационном потоке современной жизни, а напротив – прекрасно ориентируются в нем.
Причины подростковой преступности:
- незнание закона,
- уверенность в своей безнаказанности,
- безделье, желание веселиться,
- чувство вины, стыда за неблагополучных родителей.
Незнание закона не освобождает от ответственности, а умышленное правонарушение приводит к тяжелым последствиям. К сожалению, подростки зачастую не задумываются о своих поступках, ошибочно считая, что в этом нет ничего особенного.
Сегодняшнее занятие – промежуточная диагностика знаний по дополнительной образовательной программе. Ребята поделились на две команды. Участники каждой из этих команд оценивали действия друг друга, искали верные решения и делились мнением с членами другой команды относительно тех или иных вопросов или заданий. Ответы команд оценивало компетентное жюри, которое использовало в своей работе пятибалльную систему.
В ходе соревнований участникам команд предлагались следующие вопросы: «Имеет ли право несовершеннолетний подросток трудоустроиться?», «С какого возраста наступает уголовная ответственность?», «Какое наказание грозит подростку за опоздание или неявку на работу?», «Воровство и его последствия», «Можно ли выражаться ненормативной лексикой?».
Таким образом, наша правовая игра стала ключевым моментом профилактической работы по предупреждению правонарушений среди подростков. Активная профилактическая работа с подростками позволяет:
- помочь подросткам узнать свои права и научиться ими пользоваться, защищать их в случае нарушения;
- помочь подросткам увидеть взаимосвязь личной свободы и ответственности каждого человека;
- помочь подросткам научиться разрешать споры правовыми способами;
- воспитать навыки правовой культуры.
«В профилактической деятельности с конкретным человеком, – как правильно отмечает Г. А. Аванесов, – важно не упустить именно время. Как раз на ранней стадии, когда личность еще не приобрела устойчивых взглядов и привычек, может быть легче достигнут успех». Если же меры ранней профилактики окажутся недостаточными, то они могут быть восполнены мерами другого уровня, так как для этого остается определенный резерв времени.