Разуменский дом детства Белгородской области подводит итоги реализации проекта «ТериторияРоста.РФ» и программы «Хочу. Могу. Делаю».
Это был непростой путь не только изучения и принятия новых для нас форм и методов работы с детьми, но и необходимость перемены нашего педагогического сознания. Путь сомнений, неожиданных открытий ошибок и побед. Дорога, на которой рождались и крепли доверие к детям, уважение к их выбору, самостоятельным решениям и шагам. Девиз программы «Самостоятельности столько, сколько возможно, помощи столько, сколько потребуется» было очень сложно внедрить в повседневное общение с детьми. Это как мама, которая знает – чтобы малыш сделал первый самостоятельный шаг, нужно непременно отпустить руку! Но как сложно на это решиться – вдруг упадет… Сегодня мы можем сказать: благодаря этому проекту мы растем вместе – взрослые и дети, педагоги и воспитанники.
Участие в проекте «ТерриторияРоста.РФ» команда Разуменского дома детства начала в декабре 2019 года. Предложение принять участие в проекте было принято сразу, так как давало уникальную возможность изучить и апробировать методы формирования навыков самостоятельности, построить систему работы с детьми с ограниченными возможностями здоровья, оказаться в коллективе единомышленников из других учреждений и территорий РФ.
Сегодня более половины воспитанников Разуменского дома детства – дети с ограниченными возможностями здоровья. Коллектив педагогов нашего дома стремится изучить и внедрить в практику учреждения формы методы, актуальные именно для этой категории воспитанников. Участие в проекте – уникальная возможность и наш шанс изменить в лучшую сторону систему работы с детьми с ментальными нарушениями.
Участие в проекте началось с изучения программы «Хочу.Могу.Делаю» и знакомства с системой работы центра «Вера. Надежда. Любовь» во время очной стажировки.
Реализация проекта «ТерриторияРоста.РФ» в полном объеме началась в Разуменском доме детства с 15 января 2020 года.
Со времени начала проекта в число участников были включены 7 воспитанников, имеющих ментальные нарушения легкой степени, в возрасте от 11 до 24 лет.
Все 7 воспитанников прошли обучение по программе «Хочу.Могу.Делаю» по разработанным индивидуальным маршрутам. Дополнительно в группу участников проекта с сентября этого года включены еще 4 воспитанника из числа детей с ОВЗ, возраст и особенности развития которых, по мнению специалистов учреждения, позволят им пройти обучение по программе. Таким образом, группа участников проекта постоянно прирастает новыми детьми, проект продолжает жить.
Во второй группе пришлось включить в проект Мишу К. (7 лет), так как ему очень хотелось составлять свой визуальный режим дня и график дежурства по выбору. Это позволило Мише развить навыки самоорганизации, необходимые для поступления в 1 класс в сентябре 2020 года.
Другие старшие воспитанники, наблюдая за занятиями младших, старались всячески им помочь, подсказать, сделать вместе с ними. Маленькие вместе играют в «картинки», взрослые помогают младшим, учат, как лучше сделать то или другое, при этом учатся сами. Таким образом, по единодушному мнению специалистов нашего дома детства, участниками программы «Хочу.Могу.Делаю» в прошедшем полугодии стали в той или иной мере все 30 воспитанников нашего дома.
Также первый опыт работы по программе показывает, что ее формы и методы могут быть использованы в работе по формированию навыков самостоятельности любого ребенка. Естественно, с учетом индивидуальных особенностей, возраста и темпа развития.
В работы в команду проекта были включены 10 специалистов учреждения. Представлены следующие категории работников: заместитель директора по УВР (координатор проекта), воспитатели, педагог-психолог, учитель-логопед, социальный педагог.
За время реализации проекта 4 специалиста прошли очную стажировку в Центре «Вера. Надежда. Любовь». 2 специалиста прошли заочную стажировку. Все участники команды проекта принимают активное участие в вебинарах, работе общих и малых консилиумов учреждения, проведении Дней открытых дверей. Важной формой взаимообучения специалистов проекта считаем просмотр коротких видеороликов различных ситуаций в рамках проекта. Это видеоматериалы как нашего учреждения, так и других участников проекта «ТерриторияРоста.РФ», размещенные на странице проекта.
Проект в Разуменском доме детства реализован на нескольких площадках: большой дом, тренировочная квартира «Дом молодежи», а также временные площадки.
Выездными площадками для реализации проекта стали загородный лагерь и детский санаторий, в которых находились дети вместе с нашими воспитателями в июле 2020 года.
Итогом проекта стала положительная динамика развития самостоятельности у 100% участников проекта. Это выразилось в снижении объема необходимой помощи при выполнении базовых действий, освоение навыков самообслуживания и самоорганизации. Мы не только учим ребенка способам, как ему легче справиться с той или иной бытовой функцией (надеть куртку, вымыть посуду, загрузить белье в стирку), но и адаптируем условия к особенностям этих детей (пользуемся бытовой техникой, где есть «кнопки», а не ручки поворота, на нужной высоте разместили вешалки для полотенец, рабочую кухонную поверхность и др.). Важный момент – мы советуемся с детьми, они нам подсказывают, как им удобнее и лучше. Так, Екатерина составила каталог «Мой удобный дом», где собирает идеи для своей будущей квартиры самостоятельного проживания.
Анализируя выполнения задач, увидели, что каждая из них кроме непосредственной решает еще и многие другие – опосредованные задачи – развивает общий уровень самостоятельности участников проекта. Так Юра, которому очень трудно дается учеба в школе, ходит туда гораздо охотнее, потому что ему интересно – самому! Идти, да еще и по схеме, которую они изготовили и подробно рассмотрели каждый шаг совместно! с воспитателем.
В ходе реализации программы активно использовались следующие визуальные помощники: визуальное интерактивное расписание, экран оценки дня, интерактивный календарь, экран выбора занятий для досуга и бытовых дел, наборы пиктограмм “Режим дня”, “Бытовые дела”, “Уборка”, “Досуг”, обозначающие пиктограммы и последовательности.
Самый востребованный и любимый детьми визуальный помощник – визуальные рецепты. Взяли и для обычных детей – они легче запоминают рецепт, воспроизводя в уме картинку. Пробуем делать свои рецепты, используя имеющиеся картинки с изображением продуктов. Катя и на занятии логопеда теперь не просто делит на фрукты и овощи, но и говорит, что огурец – это для окрошки, ей это интересно. Хорошо, что тот, кто не умеет читать и считать не только «узнает» яйцо на картинке, но и может принести «столько же». Готовим новые рецепты именно наших блюд.
Так участие в проекте обогатило жизнь в нашем учреждении. Дети с особенностями здоровья, которые раньше были несколько в тени в общей деятельности коллектива наших детей, встали в центре внимания и педагогов, и воспитанников, получили возможность каждый на своём уровне научиться многое делать самостоятельно.
Проект завершен, но работа продолжается. Полученным опытом мы поделились с коллегами. Результаты проекта представлены на заседании областного РУМО, в котором приняли участие 19 организаций для детей УСЗН Белгородской области. Положительная оценка коллег – важный стимул для продолжения работы.